Личный кабинет

Мосгордумой 22 ноября 2023 года принят закон города Москвы «О бюджете Московского городского фонда обязательного медицинского страхования на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов

Столица направит на оказание медицинской помощи москвичам в рамках ОМС в 2024 году на 13,1% больше, чем в предыдущем. Закон города Москвы «О бюджете Московского городского фонда обязательного медицинского страхования на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» принят в ходе заседания столичного парламента № 1595.

Директор Московского городского фонда обязательного медицинского страхования Ирина Урванова: «Общий объем доходов бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования планируется на 2024 год в сумме 453 975,9 млн рублей, на 2025 год – 484 479,7 млн рублей, на 2026 год – 514 848,9 млн рублей.

По доходам бюджета Московского городского фонда отмечается положительная динамика роста. Основным источником доходов является субвенция из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. На долю субвенции приходится в 2024 году 85,8%, в 2025 и 2026 годах – более 86% от общей суммы дохода бюджета МГФОМС. В 2024 году общий размер субвенции увеличится по сравнению с предыдущим годом на 47,5 млрд рублей (на 13,9%), в 2025 году – на 27 млрд рублей (на 6,9%), в 2026 году – на 27,9 млрд рублей (на 6,8%).

Следующей статьей дохода в бюджете МГФОМС являются межбюджетные трансферты:

– предоставляемые из бюджета города Москвы и других субъектов РФ. Из бюджета города Москвы на 2024 год предусмотрено поступление в размере 29 118,4 млн руб., на 2025-2026 годы – в размере 30 188,4 млн рублей ежегодно;

– поступающие из бюджетов территориальных фондов ОМС на оплату медицинской помощи, оказанной в городе Москве застрахованным лицам по ОМС в других субъектах Российской Федерации. В законопроекте на 2024 год предусмотрено 33,9 млрд рублей, на 2025 год – 36,2 млрд рублей, на 2026 год – 38,7 млрд рублей.

Оценка расходов бюджета МГФОМС произведена с учетом планируемых доходов на трехлетний период и прогнозируется на 2024 год в сумме 453 975,9 млн рублей с приростом к предыдущему году на 52,5 млрд рублей, или на 13,1%, на 2025 год – 484 479,7 млн рублей (прирост 30,5 млрд рублей, 6,7%), на 2026 год – 514 848,9 млн рублей (прирост 30,4 млрд рублей, 6,3%).

Основной статьей расходов бюджета МГФОМС является финансовое обеспечение реализации базовой программы ОМС.

В структуре расходов бюджета на долю затрат по обеспечению медицинской помощи москвичам приходится более 90,5%. По сравнению с предыдущим годом прирост планируемых расходов на обеспечение медицинской помощи москвичам в 2024 году составит 47,8 млрд рублей, или 13,1%, – в сумме 411 160,5 млн рублей, в 2025 году – 27,0 млрд рублей (6,6%) и составит 438 160,5 млн рублей, в 2026 году – 27,8 млрд рублей (6,4%) и составит 466 003,4 млн рублей.

В том числе запланированы расходы на медицинскую помощь москвичам на территории других субъектов Российской Федерации в рамках базовой программы ОМС в размере 3,2%. Планируемые расходы по межтерриториальным расчетам составят в 2024 г. – 13 147,1 млн рублей, 2025 г. – 14 054,3 млн рублей, 2026 г. – 14 995,9 млн рублей.

В том числе запланировано финансирование расходов на оказание медицинской помощи в рамках сверхбазовой программы ОМС, в 2024 году и плановом периоде 2025–2026 годов в сумме 3 214,8 млн рублей ежегодно, которые включают в себя:

– расходы на обеспечение специализированной высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС по профилю «Онкология». Финансовое обеспечение по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи в дополнение к базовой программе осуществляется за счет межбюджетного трансферта из бюджета города Москвы и на 2024 год и плановые 2025–2026 годы составит 2 643,0 млн рублей ежегодно;

– расходы на пренатальную (дородовую) диагностику нарушений развития ребенка у беременных женщин, не установленную базовой программой ОМС. Они будут осуществляться за счет межбюджетного трансферта из бюджета города Москвы и на 2024 год и плановые 2025–2026 годы составят 571,8 млн рублей ежегодно.

Следующей статьей расходов Московского городского фонда ОМС является оплата медицинской помощи, оказанной гражданам, не идентифицированным и не застрахованным по ОМС, при заболеваниях и состояниях, включенных в базовую программу ОМС. Размер планируемых расходов составляет не более 1,5% от всех расходов Московского городского фонда ОМС и в 2024 году составит 6 426,4 млн рублей, в 2025–2026 годах – 7 496,4 млн рублей ежегодно.

Также запланированы расходы на оплату медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, осуществляющими деятельность в сфере ОМС на территории города Москвы, лицам, застрахованным по ОМС на территориях других субъектов Российской Федерации, за счет средств межбюджетных трансфертов территориальных фондов ОМС этих субъектов. Планируемые расходы составят в 2024 году 33 902,6 млн рублей, в 2025 году – 36 241,9 млн рублей, в 2026 году – 38 670,1 млн рублей. По сравнению с предыдущим годом прирост планируемых расходов на обеспечение медицинской помощи иногородним в 2024 году составит 5,7 млрд рублей, или 20%, в 2025 году – 2,3 млрд рублей (6,7%), в 2026 году – 2,5 млрд рублей (6,9%).

В структуре планируемых расходов бюджета Московского городского фонда ОМС на долю затрат по медицинской помощи застрахованным на территории иных субъектов Российской Федерации в медицинских учреждениях города Москвы за счет МБТ субъектов РФ приходится более 7,5%.

Бюджет МГФОМС на 2024 год и плановый период 2025–2026 годов является сбалансированным и бездефицитным.

Кроме того, следует добавить, что с учетом средств фонда и городского бюджета на оказание медицинских услуг в 2024–2026 годах планируется потратить 1 802,2 млрд рублей. Часть из них будет направлена на высокотехнологичную медпомощь: операции с использованием робототехники, аппарата «гамма-нож» и другие процедуры».

Член комиссии МГД по здравоохранению и охране общественного здоровья Людмила Стебенкова, фракция партии «Единая Россия»: «Фонд обязательного медицинского страхования – составная часть экономики здравоохранения. Средства фонда предназначены исключительно на оплату оказания медицинской помощи согласно тарифам, в структуру которых заложены средства на приобретение лекарственных средств, расходных материалов, медицинских инструментов, заработную плату медицинских работников, содержание лечебных учреждений.

Москва является донором системы ОМС Российской Федерации. Так, объем перечисления страховых взносов от работодателей Москвы на 2024 год составляет 500 млрд рублей, сумма на неработающее население – 169 млрд рублей.

Размер субсидии из бюджета Федерального фонда ОМС на 2024 год составляет 389 млрд рублей. Таким образом, из 500 млрд рублей взносов Москва обратно получает только 220 млрд, а 280 млрд остаются на выравнивание программы ОМС в Федеральном фонде ОМС.

В целом объем средств МГФОМС обеспечивает реализацию программы ОМС города Москвы в пределах базовой программы ОМС.

Бюджет МГФОМС был рассмотрен на заседании комиссии Мосгордумы по экономической и социальной политике и был рекомендован к принятию на заседании Московской городской Думы».

Председатель Контрольно-счетной палаты города Москвы Виктор Двуреченских: «Контрольно-счетная палата провела в соответствии с законодательством экспертизу проекта закона города Москвы о бюджете Московского городского фонда обязательного медицинского страхования на 2024 год и плановый период 2025–2026 годов. Заключение заблаговременно было направлено в Московскую городскую Думу.

Отмечу несколько основных моментов. Законопроект и материалы к нему по составу, содержанию и срокам представления соответствуют законодательству, Бюджетному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Закону города Москвы «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве». Проект закона города Москвы «О бюджете Московского городского фонда обязательного медицинского страхования» сформирован в соответствии с требованиями действующего законодательства. Запланированные показатели бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования по доходам и расходам являются обоснованными и сбалансированными. Отдельно хочу подчеркнуть, что объем межбюджетных трансфертов из бюджета города Москвы соответствует проекту закона «О бюджете города Москвы» на 2024 год и плановый период.

В очередном финансовом году в плановом периоде опережающий рост доходов и расходов бюджета фонда относительно запланированного уровня индекса потребительских цен будет способствовать выполнению установленных приоритетов и в полном объеме обеспечивать медицинскую помощь жителям Москвы и гражданам Российской Федерации в соответствии с законодательством».

Председатель комиссии МГД по здравоохранению и охране общественного здоровья Лариса Картавцева, фракция партии «Единая Россия»: «Бюджет МГФОМС мы всегда рассматриваем параллельно с бюджетом города Москвы, его принятие является одним из ключевых пунктов процесса принятия бюджета города в целом. В том числе благодаря МГФОМС москвичи получают квалифицированную бесплатную медицинскую помощь и дома, и в других регионах страны.

На протяжении последних нескольких лет мы отмечаем, что здравоохранение является крупнейшей статьей расходов консолидированного бюджета, определяющей его одновременно и как бюджет развития, и как бюджет социально ориентированный. Общий объем средств на оказание медицинской помощи жителям Москвы в 2024 году составит более 1 трлн рублей.

Планируемый объем доходов бюджета МГФОМС составит почти 454 млрд рублей: за счет межбюджетных трансфертов, получаемых прежде всего из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, из бюджета города Москвы и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования других субъектов Российской Федерации.

Это бюджет развития, о чем говорила Ирина Анатольевна, так как в нем заложен принцип ежегодного роста. Бюджет МГФОМС сбалансирован. Средства в основном формируются за счет субвенции из бюджета Федерального фонда ОМС.

Законопроектом предусматривается ежегодный рост бюджетных ассигнований на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования, что дает москвичам возможность получения гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.

Рассуждать на тему московского здравоохранения можно долго. Но дело в том, что представленный законопроект о бюджете МГФОМС является очень рациональным документом, в полной мере учитывающим существующие реалии и задачи, стоящие перед столичной системой здравоохранения, а также соответствует всем требованиям законодательства. Оценивая представленный законопроект в целом, еще раз отмечу, что именно здравоохранение остается крупнейшей статьей расходов бюджета Москвы.

Фракция партии «Единая Россия» будет поддерживать представленный законопроект и проект бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования на 2024 год и плановый период и будет голосовать за его принятие».

Член комиссии МГД по экономической и социальной политике, руководитель постоянного депутатского объединения «Моя Москва» в Мосгордуме Елена Николаева: «Депутатское объединение «Моя Москва» внимательно проанализировало внесенный в Думу проект бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

Действующая в городе система на протяжении многих лет показывает свою эффективность и позволяет поддерживать высокий стандарт оказания медицинской помощи в городе.

Мы уверены, что, как и ранее, наше городское здравоохранение и система фондов обязательного медицинского страхования выполнят все задачи как по базовой программе медицинской помощи, так и по всем необходимым дополнительным ее видам. Необходимые ресурсы для этого сформированы.

Я хотела бы только пожелать, чтобы обстановка в сфере здравоохранения в Москве в 2024 году оставалась прогнозируемой, чтобы мы не сталкивались с внезапными вспышками ковида. Тем не менее я уверена, что, уже один раз пройдя через «жернова пандемии», наша система готова и к такому вызову.

Наше депутатское объединение несомненно поддерживает принятие бюджета Московского фонда обязательного медицинского страхования на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».

Член комиссии МГД по экономической и социальной политике, руководитель фракции партии «Справедливая Россия» в Мосгордуме Магомет Яндиев: «Даже сложно себе представить, как можно в таком зарегламентированном документе найти к чему придраться.

Документ полностью построен на нормативных актах. Там шаг влево, шаг вправо – это сразу звонок в прокуратуру. Сам документ мы на заседании фракции обсуждали.

Будем поддерживать и всех остальных призываем».

Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия»: «Столичный парламент 22 ноября на очередном заседании рассмотрел и принял Закон города Москвы «О бюджете Московского городского фонда обязательного медицинского страхования на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».

Бюджет МГФОМС стабильный и сбалансированный, с положительной динамикой роста доходной части. Основным источником доходов является субвенция из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Доля субвенции в 2024 году составит 85,8%, в 2025 и 2026 годах – более 86% от общей суммы дохода бюджета МГФОМС.

Расходы фонда в 2024 году составят 453 975,9 млн рублей, в 2025 году – 484 479,7 млн рублей, в 2026 году – 514 848,9 млн рублей. Более 90,5% расходов пойдут на обеспечение медицинской помощи москвичам.

В законе предусмотрено ежегодное увеличение подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС, исходя из индексации цен и роста численности москвичей. На 1 января 2023 года на территории Москвы число застрахованных по ОМС составило 13 049 325 человек.

Параметры бюджета позволят в полном объеме оказать медицинскую помощь в Москве в рамках программы обязательного медицинского страхования. Еще раз подчеркну, «Столичное здравоохранение» остается крупнейшей городской программой. В бюджете города на ближайшие три года на это направление заложены колоссальные цифры. В 2024 году вместе с бюджетом МГФОМС сумма превысит 1 триллион рублей. Здоровье наших граждан – приоритет в социальной политике Москвы.

В 2024–2026 годах продолжится реализация масштабной программы модернизации инфраструктуры московского здравоохранения. В частности, до конца 2025 года планируется завершить реализацию второго этапа крупнейшей городской программы модернизации амбулаторного звена. Это позволит внедрить новый московский стандарт во всех поликлиниках Москвы».