На заседании столичного парламента принят Закон города Москвы «Об исполнении бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования за 2021 год». Депутаты Мосгордумы отметили, что во многом благодаря деятельности МГФОМС московская система здравоохранения справилась с таким серьезным вызовом, как пандемия коронавируса.
Директор Московского городского фонда обязательного медицинского страхования Ирина Урванова:
«Московский городской фонд обязательного медицинского страхования представляет вашему вниманию проект закона города Москвы «Об исполнении бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования за 2021 год», подготовленный в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 326-ФЗ от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Законом города Москвы № 39 от 10.09.2008 «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве».
Законопроект по показателям бюджета составлен в структуре, утвержденной Законом города Москвы от 18.11.2020 № 24 «О бюджете Московского городского фонда обязательного медицинского страхования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» и в соответствии с изменениями, вносимыми в 2021 году в ходе исполнения бюджета в связи с дополнительно представленным финансированием в размере 68,8 млрд рублей.
В результате бюджет Московского городского фонда обязательного медицинского страхования за 2021 год исполнен по доходам в сумме на 392,4 млрд рублей, что составляет 99,7% от уточненных бюджетных назначений по доходам по состоянию на 31 декабря 2021 года, в том числе за счет: субвенции из бюджета Федерального фонда ОМС в сумме 271,1 млрд рублей; межбюджетного трансферта (МБТ) из бюджета ФФОМС на дополнительное финансовое обеспечение медицинских организаций в условиях чрезвычайных ситуаций и (или) при возникновении распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих в рамках реализации территориальной программы ОМС в сумме 4,0 млрд рублей, то есть 100% от уточненных назначений; МБТ из бюджета ФФОМС на финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров в сумме 34,988 млн рублей, или 100% от уточненных назначений; МБТ из резервного фонда Правительства РФ на дополнительное финансовое обеспечение медицинских организаций в условиях чрезвычайных ситуаций и (или) при возникновении распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих в рамках реализации территориальной программы ОМС (COVID-19) в сумме 34,1 млрд рублей, то есть 100% от уточненных назначений; МБТ из резервного фонда Правительства РФ на дополнительное финансовое обеспечение МО, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, на оплату МП за 2020 год в сумме 4,7 млрд рублей (100% от уточненных назначений); МБТ из резервного фонда Правительства РФ на дополнительное финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по ОМС лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию в сумме 847 млн рублей (100% от уточненных назначений); МБТ из бюджета города Москвы, в том числе 14,246 млрд рублей для завершения расчетов 2020 года за счет дефицита COVID-19, в сумме 42,8 млрд рублей (100% от уточненных назначений); МБТ из бюджетов иных территориальных фондов ОМС – это возмещение затрат на лечение иногородних пациентов в городе Москве – в сумме 34,7 млрд рублей, или 100% от уточненных назначений, и иные поступления в доход бюджета МГФОМС (например, санкции или иные компенсационные поступления) – в сумме всего 1,1 млрд рублей, или 94,7 % от уточненных назначений.
Также произведен возврат остатков МБТ прошлых лет в бюджеты субъектов РФ в сумме 1,1 млрд рублей (100% от уточненных назначений).
Таким образом, с учетом внесенных изменений по уточнению плановых назначений доходы бюджета МГФОМС в 2021 году составили 393,5 млрд рублей, а кассовое исполнение – 392,4 млрд рублей. Основным доходом являются средства субвенции Федерального фонда ОМС, в 2021 году – 69%.
На 1 января 2021 года на лицевом счете Московского городского фонда обязательного медицинского страхования образовался остаток средств в сумме 10,7 млрд рублей, в том числе средства субвенции Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 5,2 млрд рублей; средства бюджета города Москвы на дополнительное финансовое обеспечение реализации базовой программы обязательного медицинского страхования в размере 2,3 млрд рублей; средства бюджета города Москвы на дополнительное финансовое обеспечение реализации сверх базовой программы обязательного медицинского страхования в размере 1,2 млрд рублей; целевые средства Правительства РФ на дополнительное финансовое обеспечение медицинских организаций в условиях чрезвычайной ситуаций и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляемых опасность для окружающих в рамках реализации территориальной программы ОМС города Москвы – в сумме 818 млн рублей; а также прочие средства в сумме 1,2 млрд рублей, в том числе – средства на финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медработников по программе повышения квалификации и для приобретения и ремонта медицинского оборудования.
На основании пункта 5 статьи 242 БК РФ в 2021 году остатки средств субвенции и межбюджетных трансфертов возращены в доход соответствующих бюджетов в сумме 8,7 млрд рублей в полном объеме и подтверждены к использованию в 2021 году для завершения расчетов за 2020 год в сумме 8,4 млрд рублей. Таким образом, разрешенные к использованию в 2021 году денежные средства составили 9,6 млрд рублей.
Фактические расходы МГФОМС за 2021 год составили 391,9 млрд рублей, что составляет 97,2% от уточненных плановых назначений по расходам на 31 декабря 2021 года. На основании части 5 статьи 26 Федерального закона № 326-ФЗ расходы направлены на выполнение территориальной программы ОМС города Москвы в размере 342,6 млрд рублей, то есть 97,5% от уточненных плановых назначений, в том числе расходы на ведение дел страховых медицинских организаций – 2,5 млрд рублей, расходы на оплату МП, оказанной москвичам на других территориях РФ – 16,6 млрд рублей; на выполнение функций органа управления МГФОМС – 1,957 млрд рублей, что составляет 93% от объема расходов, утвержденных Законом города Москвы от 18 ноября 2020 года №24; на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования иногородним гражданам в медицинских организациях города Москвы в сумме 39,3 млрд рублей, или 97% от уточненных плановых назначений; на оплату медицинской помощи, оказанной гражданам, не идентифицированным и не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, при заболеваниях и состояниях, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования в целях реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве – 7,6 млрд рублей за счет межбюджетного трансферта из бюджета города Москвы, то есть 100% от уточненных плановых назначений; финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медработников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования – 371,4 млн рублей (28,2% от уточненных назначений).
По итогам 2021 года сложился профицит бюджета МГФОМС в размере 467,683 млн рублей. Превышение доходов над расходами обусловлено необходимостью проведения окончательных расчетов в 2022 году по оплате медицинской помощи за 2021 год.
Остаток средств на лицевом счете МГФОМС по состоянию на 31 декабря 2021 года составил 11,2 млрд рублей, в том числе средства субвенции ФОМС на финансовое обеспечение реализации ТП ОМС в Москве – 4,8 млрд рублей, средства бюджета города Москвы в сумме 4,4 млрд рублей (в том числе 2,4 млрд рублей на финансовое обеспечение реализации ТП ОМС в Москве в части базовой программы и 1,3 млрд рублей на финансовое обеспечение реализации дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой ОМС), средства из резервного фонда Правительства РФ на дополнительное финансовое обеспечение по проведению углубленной диспансеризации застрахованных по ОМС лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию, в сумме 639 млн рублей, и прочие средства в размере 2,0 млрд рублей, в том числе 1,8 млрд рублей на финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программе повышения квалификации, а также приобретение и ремонт медицинского оборудования медицинскими организациями в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.02.2021 №273 и приказом Министерства здравоохранения РФ от 14.09.2021 № 922н.
По итогам 2021 года территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве выполнена в полном объеме.
Благодарю за рассмотрение и обсуждение законопроекта о бюджете МГФОМС за 2021 год. Прошу поддержать законопроект на заседании Московской городской Думы».
Член комиссии МГД по здравоохранению и охране общественного здоровья Людмила Стебенкова, фракция партии «Единая Россия»:
«Московский городской фонд ОМС является финансовым инструментом, обеспечивающим функционирование медицинских учреждений нашего города. Хочу напомнить, что МГФОМС не занимается вопросами организации здравоохранения, а является именно финансовым механизмом, который позволяет функционировать этой системе.
Деньги в Федеральный фонд ОМС поступают в виде страховых взносов субъектов РФ, Москва является одним из доноров – лишь 40% она получает обратно на реализацию программы в виде субвенций. Из федерального бюджета деньги в виде субвенций, рассчитанных по подушевому принципу, в 2021 году поступили в объеме 271,054 млрд рублей. С учетом дополнительных поступлений, о которых было очень подробно рассказано в докладе представителя МГФОМС, доходная часть составила 392,357 млрд рублей. Расходы Фонда составили 391,9 млрд рублей. Превышение доходов над расходами составило 467,683 млн рублей, которые перешли в качестве остатка на 2022 год и были потрачены на оплату услуг по системе ОМС в Москве.
2021 год – это второй год пандемии коронавирусной инфекции, это был очень серьезный вызов всей системе здравоохранения, о котором говорил и Мэр Москвы в своем выступлении сегодня. И город с этим вызовом справился, причем не в последнюю очередь благодаря Московскому городскому фонду обязательного медицинского страхования, который принял необходимые и грамотные решения по оказанию помощи больным COVID-19. Финансирование учитывало в том числе и доплаты медицинским работникам, работавшим с больными, использование новейших иммунопрепаратов для лечения пациентов с коронавирусной инфекцией.
На конец 2021 года в реализации программы ОМС участвовало 494 медицинских учреждения, включая частные, ведомственные и городские. Фонд выступил и как финансовый, и как контролирующий орган. Было оплачено более 3 млн вызовов скорой помощи, 50 млн посещений амбулаторно-поликлинической сети, свыше 80 тыс. операций и более 400 тыс. лечений в дневных стационарах.
Проект закона «Об исполнении бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования за 2021 год» был рассмотрен на заседании профильной комиссии, и было принято решение поддержать его».
Председатель комиссии МГД по здравоохранению и охране общественного здоровья Лариса Картавцева, фракция партии «Единая Россия»:
«Отчеты об исполнении бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования и бюджета города Москвы мы рассматриваем параллельно, и в этом, безусловно, есть логика. Ведь финансирование программы «Столичное здравоохранение» складывается из двух источников – это бюджет города Москвы и средства Фонда.
Основную часть доходов Фонда формируют субвенции и межбюджетные трансферты из Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также межбюджетные трансферты из бюджета города Москвы. При этом основной статьей расходов МГФОМС является выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования, а это первичная медико-санитарная помощь, специализированная помощь, в том числе высокотехнологичная скорая медицинская помощь. Все незастрахованные и неидентифицированные граждане также получили медицинскую помощь, на что были направлены средства межбюджетного трансферта города Москвы в размере 7,6 млрд рублей. Более 1 млрд рублей было направлено на оказание медицинской помощи сверх базовой программы, а это онкологическая помощь, лучевая терапия, проведение перинатальной диагностики.
Оценивая представленный законопроект, можно с уверенностью сказать, что обязательства МГФОМС для оказания качественной медицинской помощи, в том числе и для лечения пациентов с коронавирусной инфекцией, равно как и обязательства по обеспечению доступности и повышению эффективности медицинских организаций в 2021 году, выполнены. Фракция партии «Единая Россия» в Мосгордуме поддержит представленный законопроект и проголосует за».
Заместитель председателя Контрольно-счетной палаты города Москвы Ирина Горелёнок:
«На основании статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации в рамках бюджетного законодательства Контрольно-счетной палатой Москвы проведена экспертиза законопроекта «Об исполнении бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования за 2021 год». Законопроект был внесен в Московскую городскую Думу в установленные сроки, также он соответствует законодательству по содержанию и составу представленных документов и материалов. При проведении экспертизы были учтены результаты и материалы внешней проверки годового отчета об исполнении МГФОМС за 2021 год. Заключение в установленном порядке было направлено в Московскую городскую Думу.
Можно отметить следующие основные выводы, которые сделала Контрольно-счетная палата города Москвы по результатам финансово-экономического анализа исполнения бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования. Так, уточнение плановых назначений и показателей, утвержденных законом о бюджете МГФОМС на 2021 год, было произведено в рамках законодательно установленных полномочий и проведено в рамках принятых Правительством Российской Федерации и Правительством Москвы решений о предоставлении межбюджетных трансфертов из Резервного фонда Правительства Российской Федерации, а также об увеличении объемов межбюджетных трансфертов из бюджета города Москвы, что было обусловлено продолжающейся пандемией коронавирусной инфекции.
Кроме того, в связи с ростом объема медицинской помощи, оказанной в столице иногородним гражданам, был уточнен план по доходам от прочих межбюджетных трансфертов, предоставляемых из территориальных фондов других субъектов РФ.
По итогам 2021 года бюджет МГФОМС был исполнен с профицитом. Отраженные в отчете об исполнении бюджета за 2021 год и законопроекте показатели исполнения бюджета по всем источникам поступлений и направлениям расходов были подтверждены в ходе внешней проверки. Отмечается, что фактов неполноты, недостоверности показателей отчета об исполнении бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования за 2021 год не установлено, нецелевое расходование бюджетных средств не выявлено. Отдельные нарушения и недостатки не оказали существенного влияния на основные показатели законопроекта, и были допущены в рамках текущей деятельности МГФОМС.
На дату рассмотрения законопроекта Фондом устранены все недостатки, выявленные в ходе внешней проверки, что подтверждается представленными в КСП Москвы документами и материалами».
Председатель комиссии МГД по градостроительству, государственной собственности и землепользованию, руководитель постоянного депутатского объединения «Моя Москва» в Мосгордуме Елена Николаева:
«Наше депутатское объединение внимательно проанализировало работу Московского городского фонда обязательного медицинского страхования в 2021 году.
Что я могу констатировать? Бюджет Фонда исполнен – и исполнен с профицитом. Обеспечено выполнение всех обязательств по финансовому обеспечению обязательного медицинского страхования в городе.
Осуществлялись в плановом порядке межбюджетные трансферты из бюджета города Москвы и из бюджетов территориальных фондов ОМС других субъектов Российской Федерации, обеспечены другие поступления в соответствии с законодательством.
Мы подробно обсудили, услышали от руководителя Фонда, и видим, что в необходимом объеме проводилось оказание медпомощи, не входящей в базовую программу ОМС, в первую очередь, лучевая терапия при онкологических заболеваниях, перинатальная диагностика. В необходимых объемах финансово обеспечивались дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, не установленные базовой программой ОМС. На средства фонда проводилась углубленная диспансеризация лиц, перенесших COVID-19.
Мы считаем, что в 2021 году система ОМС в сочетании с другими мерами, принимаемыми на всех уровнях власти – и федеральном, и городском, – справилась с задачами обеспечения оказания медпомощи, обеспечением финансирования ее дополнительных видов и, что важно, позволила городу справиться с натиском продолжавшейся коронавирусной инфекции.
Депутатское объединение «Моя Москва» будет поддерживать решение об утверждении отчета об исполнении бюджета Фонда. Будем голосовать за!»
Член комиссии МГД по экономической и социальной политике, руководитель фракции партии «Справедливая Россия» в Мосгордуме Магомет Яндиев:
«МГФОМС зарекомендовал себя с положительной стороны. Мы не видим никаких претензий со стороны населения, ни устных, ни письменных жалоб.
Что касается документарной части, здесь все достаточно строго, это жестко регламентированная структура, и люфта, возможности «поиграть» с деньгами нет.
Фракция партии «Справедливая Россия» приняла решение поддержать представленный законопроект».
Член комиссии МГД по законодательству, регламенту, правилам и процедурам Павел Тарасов, фракция КПРФ:
«Хочу начать выступление с благодарности врачам, людям, которые спасают жизни, сохраняют здоровье, помогают нам всем лучше себя чувствовать. Это непростой труд на благо москвичей.
При этом мне кажется неправильным уходить от тех проблемных вопросов, которые есть в нашей сфере здравоохранения. Касается это и Фонда обязательного медицинского страхования, и, соответственно, деятельности Департамента здравоохранения.
Первый вопрос, который я часто повторяю, – неэффективность механизма финансирования такой важной отрасли, как здравоохранение, через фонды. Фонды – это промежуточная ступень для оперирования денежными средствами. Я убежден, что в сфере здравоохранения необходимо прямое бюджетное финансирование с обязательной защищенной строкой в бюджете.
Еще один важный аспект – при капремонте поликлиник нет продуманности в вопросе разнесения по срокам, чтобы не было одновременного ремонта нескольких соседних поликлиник, а также не рассчитана логистика. Вынужден голосовать против».
Член комиссии МГД по здравоохранению и охране общественного здоровья, главный врач Городской клинической больницы имени В.В. Виноградова Департамента здравоохранения города Москвы Ольга Шарапова, фракция партии «Единая Россия»:
«Не могу не выступить, потому что работаю в системе московского здравоохранения более 15 лет. Следовательно, и как врач, и как депутат могу рассказать, как работает Московский городской фонд обязательного медицинского страхования.
Его роль в системе здравоохранения города Москвы сводится к роли финансового института, и она бесспорно важна для реализации всех задач медицинского обслуживания москвичей. В 2021 году обстановка в столице была далекой от идеала в связи с пандемией коронавирусной инфекции, и только грамотная, слаженная работа Фонда помогла справиться с этим вызовом.
Московская система ОМС работает эффективно, а финансовые показатели Фонда выявили полную обеспеченность ресурсами для оплаты как плановой, так и экстренной медицинской помощи даже с учетом реализации мер по борьбе с COVID-19.
Также я хочу поблагодарить Мэра Москвы Сергея Собянина за особое внимание и беспрецедентный вклад в развитие системы столичного здравоохранения. В Москве нет проблем с лекарственным обеспечением, доступны плановая и экстренная медицинская помощь, бесплатная диагностика и вакцинация. Сегодня высокотехнологическая медицинская помощь бесплатно проводится в 40 городских стационарах по 20 профилям».
Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия»:
«Закон города Москвы «Об исполнении бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования за 2021 год» был принят большинством голосов.
Масштабная системная работа требует финансирования и грамотного планирования, поэтому исполнению бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования уделяется самое пристальное внимание.
Сохранение здоровья москвичей – важнейшее направление работы столичных властей. Усилия прилагаются беспрецедентные: программа развития столичной медицины включает реконструкцию и строительство поликлиник, модернизацию больниц, обучение медицинского персонала, совершенствование системы скорой помощи, обеспечение высокотехнологичной медицинской помощью, профилактические мероприятия, помощь онкобольным, пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями и многое другое.
В 2021 году бюджет Фонда по доходам исполнен в сумме 392 млрд 357 млн рублей с превышением над расходами в сумме на 467 млн 683 тыс. рублей. Доходная часть сформировалась за счет федеральных субвенций и трансфертов, а также трансфертов из столичного бюджета, в том числе дополнительных средств на оказание медицинской помощи заболевшим новой коронавирусной инфекцией и проведение углубленной диспансеризации лиц, перенесших заболевание.
Средства Фонда направлялись на обеспечение доступности и качества медицинской помощи в рамках программ ОМС. Московский городской фонд обязательного медицинского страхования выполнил свои обязательства в полном объеме».