Директор Московского городского фонда обязательного медицинского страхования Ирина Урванова:
«Представляю вашему вниманию проект закона города Москвы «Об исполнении бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год», подготовленный в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Законом города Москвы № 39 от 10 сентября 2008 года «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве».
Показатели бюджета МГФОМС на 2020 год были утверждены Законом города Москвы от 20 ноября 2019 года №32 «О бюджете Московского городского фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
В результате бюджет МГФОМС за 2020 год исполнен по доходам в сумме 339 млрд 081 млн рублей, по расходам – в сумме 332 млрд 682 млн рублей. С превышением доходов над расходами в сумме 6 млрд 399 млн рублей. Превышение доходов над расходами обусловлено необходимостью проведения окончательных расчетов по оплате медицинской помощи за 2020 год.
Остаток средств на лицевом счете МГФОМС составил 4 млрд 292 млн рублей. В том числе это средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 1 млрд 646 млн рублей – это остаток субвенции для выполнения полномочий в сфере ОМС; средства бюджета города Москвы в сумме 1 млрд 276 млн рублей – это остатки от межбюджетного трансферта на дополнительное финансирование программы ОМС; прочие средства в сумме 1 млрд 369 млн рублей.
Доходы бюджета МГФОМС в размере 339 млрд 81 млн рублей были исполнены за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение организаций ОМС на территории города Москвы в размере 266 млрд 433 млн рублей; за счет межбюджетных трансфертов, переданных из бюджетов города Москвы, в том числе на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования города Москвы в части базовой программы, в сумме 19 млрд 477 млн рублей; на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленной базовой программой, – 1 млрд 400 млн рублей; на оплату медицинской помощи, оказанной гражданам, не идентифицированным и не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, при заболеваниях и состояниях, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, в размере 5 млрд 442 млн рублей.
Также в 2020 году были получены бюджетные ассигнования, предоставленные из федерального бюджета на дополнительное финансовое обеспечение медицинских организаций в условиях чрезвычайных ситуаций, – 12 млрд 902 млн рублей. Кроме того, получено финансирование из бюджета территориальных фондов ОМС других субъектов РФ, на оплату медицинской помощи, оказанной в городе Москве застрахованным лицам этих субъектов, – 34 млрд 141 млн рублей. Дополнительно поступили прочие доходы, подлежащие зачислению в МГФОМС в соответствии с законодательством РФ, – это 407 млн рублей.
Фактически расходы МГФОМС за 2020 год составили 332 млрд 682 млн рублей. Остаток средств на счете Фонда на конец отчетного периода составил 10 млрд 691 млн рублей. Остатки средств субвенций межбюджетных трансфертов были возвращены в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, для подтверждения и возврата в бюджет МГФОМС в целях окончательного расчета за медицинскую помощь, оказанную в 2020 году.
Депутат Московской городской Думы Людмила Стебенкова, фракция партии «Единая Россия»:
«Фонд ОМС не занимается вопросами организации здравоохранения, а является лишь финансовым инструментом, обеспечивающим функционирование медицинских учреждений.
С 2016 года из ФОМСа финансируется вся деятельность медицинских учреждений: от закупки расходных материалов и медикаментов до оплаты коммунальных услуг, связи и автотранспорта, оплаты труда медицинских работников, кроме частично инфекционной (ВИЧ, туберкулез) и психиатрической помощи.
Деньги в Федеральный фонд ОМС поступают в виде страховых взносов субъектов РФ. Москва является одним из доноров, в город возвращается лишь 40% взносов, собираемых в столице. Остальные средства, поступающие от работодателей Москвы, идут на оплату медицинской помощи в других регионах.
В 2020 году бюджет Фонда ОМС составил 339 081 млрд рублей, из них субсидии федерального фонда – 266,4 млрд рублей. Остальные средства, как было сказано в докладе, – это трансферты из бюджета столицы, а также трансферты из федерального бюджета в связи с пандемией коронавирусной инфекции.
Для лечения пациентов с коронавирусом были утверждены адекватные тарифы, лечебные учреждения не испытывали трудности в получении средств за оказанную медицинскую помощь пациентам.
В очередной раз жизнь доказала, что Фонд ОМС является устойчивым источником финансирования деятельности медицинских организаций Москвы по оказанию бесплатной медицинской помощи жителям города. Он является гибким инструментом, способным организовывать адекватное финансирование, учитывающее все расходы лечебных учреждений при возникновении таких ситуаций, как с пандемией коронавирусной инфекции.
Вопрос был рассмотрен на заседании комиссии МГД по экономической и социальной политике. Комиссия приняла решение рекомендовать принять отчет об исполнении бюджета МГФОМС за 2020 год за основу и в целом».
Заместитель председателя Контрольно-счетной палаты города Москвы Ирина Гореленок:
«Заключение Контрольно-счетной палаты Москвы подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Законом города Москвы «О Контрольно-счетной палате Москвы», Планом работы Контрольно-счетной палаты Москвы на 2021 год.
Экспертиза проекта закона города Москвы «Об исполнении бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год» не выявила фактов неполноты и недостоверности показателей.
Основные выводы КСП Москвы таковы. Доходы и расходы ФОМС в 2020 году были изменены в сторону увеличения. Уточнение плановых назначений преимущественно обусловлено поступлением из бюджета города Москвы межбюджетного трансферта (МБТ) на дополнительное финансовое обеспечение медицинских организаций в условиях чрезвычайной ситуации в связи с распространением COVID-19. Также сокращением объема МБТ из бюджета города Москвы на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования.
Законопроект и представленные одновременно с ним документы и материалы соответствуют требованиям нормативных правовых актов по составу и содержанию.
КСП Москвы считает возможным поддержать законопроект в первом чтении и в целом».
Председатель комиссии МГД по экономической и социальной политике Людмила Гусева, фракция партии «Единая Россия»:
«Учитывая сложнейшие условия пандемии и пиковые нагрузки, которые пришлись на прошлый год, исполнение бюджета с полным основанием можно считать удовлетворительным.
Законопроект рассмотрен на заседании фракции партии «Единая Россия», принято единогласное решение о его поддержке.
Основными источниками Московского фонда являются средства субвенций из Федерального фонда и бюджета Москвы, которые в отчетном периоде поступили в полном объеме. Именно за счет этих средств удалось обеспечить необходимое финансирование основных задач, которые стояли перед фондом.
В рамках ОМС в 2020 году расширены программы госгарантий бесплатной медицинской помощи по сравнению с 2019 годом. Приоритет обязательного медицинского страхования в 2020 году – борьба с онкологическими заболеваниями. Увеличены расходы на оказание медицинской помощи в условиях круглосуточного и дневного стационаров по данному профилю, дополнительно включены методы лечения посредством дистанционной лучевой терапии. Сокращены сроки ожидания плановой медицинской помощи. В рамках диспансеризации пациентам предоставлена возможность пройти дополнительно 6 онкоскринингов. Также с 2020 года больше больных смогли лечиться методом протонной терапии. В 2020 году увеличено финансирование закупки противораковых лекарств.
Приоритетом ОМС в 2020 году также стала диагностика различных заболеваний. Возросло количество бесплатных исследований методом компьютерной томографии и эндоскопических исследований.
2020 год Правительство РФ объявило годом Всероссийской диспансеризации взрослого населения Российской Федерации. Это позволило охватить большее количество людей, увеличен объем комплексных посещений. Пройти диспансеризацию может каждый застрахованный в сфере ОМС: 1 раз в 3 года – с 18 до 39 лет, ежегодно – с 40 лет.
Очевидно, что без поддержки городских и федеральных властей, учитывая сложнейшие вызовы, с которым столкнулось наше общество в условиях пандемии, справиться с решением означенных задач было бы просто невозможно. Предлагаю поддержать данный законопроект».
Депутат Московской городской Думы Валерий Головченко, постоянное депутатское объединение «Моя Москва»:
«Депутатское объединение «Моя Москва» внимательно проанализировало законопроект. Во время рассмотрения документа на заседании профильной комиссии мы получили необходимые и подробные разъяснения по интересовавшим нас вопросам.
По итогам обсуждения стало очевидно следующее: в 2019 году был сформирован сбалансированный и по доходам, и по расходам проект бюджета Фонда ОМС, достаточный для реализации его задач в полном объеме.
В 2020 году в городе в полном объеме реализована программа обязательного медицинского страхования, оказаны медицинские услуги, которые финансируются за счет средств Фонда. Были заложены достаточные средства на оплату медпомощи, оказанной медицинскими организациями, осуществляющими деятельность в сфере ОМС на территории города. Фонд справился с возложенными на него задачами.
Страшным вызовом для всей системы ОМС в 2020 году стала пандемия коронавируса, и именно московская агломерация приняла на себя самый сильный удар. В этих беспрецедентных условиях были выработаны совершенно новые форматы оказания медицинской помощи, введена система раннего выявления коронавирусной инфекции, была расширена стационарная помощь, реанимационная помощь, привлечен медперсонал из других регионов. За два года пандемии мы не раз говорили слова благодарности нашим врачам, а сегодня, пользуясь случаем, я хочу сказать слова глубокой благодарности всем организаторам здравоохранения и, конечно, Фонду обязательного медицинского страхования.
Депутатское объединение «Моя Москва» поддержит представленный в Думу отчет об исполнении бюджета фонда и будет голосовать за его принятие!»
Депутат Московской городской Думы Павел Тарасов, фракция КПРФ:
«В целом система финансирования здравоохранения через промежуточные структуры сама по себе порочна. Это приводит к урезанию финансирования. Ради экономии мы получаем существенное сокращение и медицинских учреждений, и врачей, и коечного фонда. На уровне системной проблемы необходимо решение о прямом бюджетном финансировании.
Что касается 2020 года – это период начала открытого распространения коронавирусной инфекции. Считаю, что оптимизированная система здравоохранения с этим вызовом не справилась».
Заместитель Председателя Московской городской Думы Андрей Медведев:
«И как депутат, и как журналист я видел, что система здравоохранения с вызовами справилась, прошла тест, которым в 2020 году стала пандемия. Какой ценой, какими нагрузками на медицинское сообщество – это другой вопрос. Мы говорим о системе финансирования.
И уж кто бы что ни говорил, но на протяжении всей пандемии продолжалось лечение хронических больных, пациентов с орфанными заболеваниями, онкобольных. И то, что в эти сложные времена система здравоохранения работала, большая заслуга ФОМС.
Отрадно, что коллеги-депутаты остались верны себе. Обсуждая ФОМС, рассказали обо всем: и о медицине, и о российской политике, и о введении или не введении QR-кодов, и о вакцинации, которая кому-то кажется принудительной…
Лично я законопроект поддержу. Как проголосуют коллеги, не знаю. Может, покритикуют и тоже поддержат? Ведь объективно все видят, что столичное здравоохранение вместе с ФОМС работает лучше многих систем здравоохранения европейских стран, которые нам часто ставили в пример. А теперь стало совершенно очевидно, кого на самом деле нужно приводить в пример».
Руководитель фракции партии «Справедливая Россия» в Мосгордуме Магомет Яндиев:
«Данный вопрос обсуждался на заседании фракции партии «Справедливая Россия» и мы приняли однозначное решение поддержать этот проект закона.
Призываю всех своих коллег по депутатскому корпусу последовать нашему примеру».
Председатель комиссии МГД по здравоохранению и охране общественного здоровья Лариса Картавцева, фракция партии «Единая Россия»:
«Москва как крупный мегаполис и транспортный хаб приняла на себя первые удары пандемии. И система ОМС должна была тоже оперативно перестроиться на работу в чрезвычайных условиях.
В рамках борьбы с пандемией на федеральном уровне внесены изменения в правила ОМС, которые предусматривают возможность увеличить авансирование медицинских организаций до 100%. Также внесены изменения в тарифные соглашения регионов России.
Благодаря системе ОМС мы обеспечиваем медицинской помощью все население страны. Во многом именно функционирование этой системы помогло нам снизить потери от новой коронавирусной инфекции по сравнению с другими странами мира.
Бюджет МГФОМС за 2020 год исполнен по доходам в сумме более 339 млрд рублей, по расходам – 332,7 млрд рублей. С превышением доходов над расходами на 6,4 млрд. Это традиционный ежегодный профицит бюджета, связанный с необходимостью проведения окончательных расчетов в 2021 году по оплате медицинской помощи за 2020 год.
Основную часть доходов формирует субвенция из Федерального фонда обязательного медицинского страхования и межбюджетный трансферт Москвы, который составил почти 19,5 млрд.
Кроме этого, Фондом получен в 2020 году федеральный трансферт на компенсацию дополнительных затрат в связи с оказанием медицинской помощи в условиях пандемии в размере 12,9 млрд рублей.
Основной статьей расходов МГФОМС является выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования – это первичная медико-санитарная, специализированная (в том числе высокотехнологичная) и скорая (в том числе специализированная) медицинская помощь.
Все незастрахованные граждане также получили медицинскую помощь, на что были направлены средства межбюджетного трансферта Москвы – 5,7 млрд рублей, а 1,4 млрд – на оказание медицинской помощи сверх базовой программы. Это онкологическая помощь, лучевая терапия и проведение пренатальной диагностики.
Несмотря на достаточно сложную ситуацию пандемии, все обязательства Московским фондом ОМС выполнены в полном объеме для оказания качественной медицинской помощи, в том числе лечения коронавирусной инфекции.
Безусловно, поддержу данный законопроект и предлагаю это сделать коллегам».
Член комиссии МГД по здравоохранению и охране общественного здоровья, главный врач Городской клинической больницы имени В.В. Виноградова Департамента здравоохранения города Москвы Ольга Шарапова, фракция партии «Единая Россия»:
«Считаю, что в нынешних условиях, когда обстановка в Москве еще далека от идеала в связи с коронавирусной инфекцией, роль фонда ОМС заслуживает особого внимания. Тем более, что впереди очередные волны, связанные с новым штаммом коронавируса – омикрон. Без сомнений могу сказать, что система здравоохранения Москвы готова к таким вызовам, потенциал здравоохранения города очень высокий.
В Москве здравоохранение остается крупнейшей статьей расходов консолидированного бюджета двух источников – бюджета города и МГФОМС. Анализ финансовых показателей фонда ОМС выявил полную обеспеченность в финансовых ресурсах на оплату плановых объемов медицинской помощи по ОМС.
Хочется сказать спасибо фонду ОМС от лица всех лечебных учреждений, когда было принято принципиально правильное решение и введен мораторий для страховых компаний на временную приостановку проведения плановых проверок и экспертиз. Это было важным политическим решением для того времени.
Безусловно, часть запланированной медицинской помощи в 2020 году москвичи не получили, я имею в виду диспансеризацию. Но на то были объективные причины. С одной стороны, люди боялись обращаться в лечебные учреждения, с другой – вводились ограничения и локдауны. Тем не менее вся система здравоохранения Москвы работала и оказывала необходимую помощь.
Московская система ОМС функционирует достаточно эффективно. У нас нет проблем с лекарственным обеспечением, коечной мощностью, для москвичей доступны плановая и экстренная медицинская помощь, включая высокотехнологичную, бесплатная диагностика и вакцинация от любых инфекций, активно внедряются передовые информационные технологии в работу медицинских организаций.
Смело могу сказать, что от антикризисных программ мы все-же переходим к стабильному развитию. Москва направляет очень серьезные средства на строительство новых лечебных учреждений и капитальный ремонт всех поликлиник по новому стандарту. Все это – дополнительный прочный резерв системы здравоохранения Москвы.
При этом мы все уже понимаем, что составляющая, связанная с борьбой с пандемией, поддержкой здравоохранения, становятся постоянной нормой для бюджета города Москвы».
Депутат Московской городской Думы, директор ГБУЗ «Научно-практический центр детской психоневрологии Департамента здравоохранения Москвы» Татьяна Батышева, фракция партии «Единая Россия»:
«2020 год был очень сложным для всех нас в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. На столичный Фонд ОМС легла колоссальная нагрузка. Но несмотря на все сложности продолжалась активная работа и оказывалась плановая медицинская помощь.
Приятно, что стали развиваться новые направления. Например, именно в 2020 году МГФОМС завершил тестирование нового сервиса для будущих мам, который позволил сопровождать женщин на всех этапах беременности и быть на связи со своим лечащим врачом. Все другие программы Фонда также не прекращали свою деятельность и оставались доступными. Это очень важно для жителей города.
Призываю всех поддержать представленный отчет МГФОМС».
Закон был принят большинством голосов столичных парламентариев.
Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия»:
«Сегодня на заседании столичного парламента приняли закон об исполнении бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год. В прошлом году доходы бюджета МГФОМС составили 339,081 млрд рублей, или 102,4 процента от предусмотренных в Законе «О бюджете Московского городского фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
Бюджет Фонда традиционно формировался за счет федеральных субвенций, поступлений из столичного бюджета и межрегиональных трансфертов. Расходы составили 332,682 млрд рублей, или 100,5%. Значительная часть, а это 286,342 млрд рублей, направлена на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования в городе Москве.
Также средства Фонда направлялись на софинансирование расходов на оплату труда медицинских работников, дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации, на приобретение и обслуживание медицинского оборудования.
Московский городской фонд обязательного медицинского страхования создает все необходимые условия для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в столице в рамках программ ОМС. За сухими цифрами стоит команда высокопрофессиональных сотрудников, которые обеспечивают бесперебойную деятельность больниц и поликлиник, организацию обучения медицинского персонала, осуществление закупки и ремонта медицинского оборудования, в том числе высокотехнологичного. Благодаря этому система московского здравоохранения работает с максимальной отдачей, в интересах конкретного пациента».