Личный кабинет

На заседании Мосгордумы 25 июня 2025 года принят Закон города Москвы «Об исполнении бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования за 2024 год»

Директор Московского городского фонда обязательного медицинского страхования Ирина Урванова:

«Этот документ отражает не просто финансовые итоги, но стратегический подход города Москвы к защите здоровья миллионов горожан, особенно в условиях вызовов и нагрузки на систему здравоохранения.

Бюджет МГФОМС за 2024 год был исполнен в сумме 437,3 млрд рублей, что на 35 млрд руб., или 8,7%, выше показателей 2023 года. Все обязательства по межбюджетным трансфертам выполнены на 100%, без срывов и задолженностей. Это показатель высокого уровня управленческой дисциплины и стабильности работы Фонда.

Бюджета МГФОМС за 2024 год был исполнен по расходам в сумме 442,3 млрд рублей, это на 57,7 млрд рублей превышает уровень 2023 года. Дефицит в размере 4 млрд 981 млн рублей был покрыт за счет разрешенных к использованию остатков денежных средств, образовавшихся на 1 января 2024 года. Таким образом, финансовая устойчивость фонда сохранена, а обязательства перед гражданами были выполнены в полном объеме.

Более 99% всех расходов фонда были направлены на оплату медицинской помощи, оказанной гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования города Москвы, – это первичная медико-санитарная, специализированная (в том числе высокотехнологичная) и скорая медицинская (в том числе специализированная) помощь.  

Также средства были направлены на обеспечение медицинской помощи москвичам на территории других субъектов РФ, обеспечение высокотехнологической медицинской помощи онкологическим пациентам в рамках регионального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» и оказание услуг пренатального скрининга. Кроме того, понесены расходы на обеспечение медицинской помощи лицам, не застрахованным по ОМС, но нуждающимся в экстренной медицинской помощи. Обеспечена медицинская помощь иногородним гражданам в московских клиниках за счет средств межбюджетных трансфертов иных субъектов РФ в сумме 37,9 млрд руб.

Реализация прав застрахованных лиц в рамках базовой программы ОМС в 2024 году была обеспечена благодаря высокоэффективному планированию и организации медицинской помощи Департаментом здравоохранения города Москвы и его слаженной работе с МГФОМС. Фонд по итогам 2024 года исполнил все свои финансовые обязательства перед гражданами за оказанную медпомощь, обеспечил своевременное и стабильное финансирование лечебных учреждений. Реализация территориальной программы обязательного медицинского страхования города Москвы в 2024 году обеспечена в полном объеме».


Член комиссии МГД по здравоохранению и охране общественного здоровья Людмила Стебенкова, фракция партии «Единая Россия»:

«Обращу внимание, что МГФОМС – это инструмент не только финансового обеспечения медпомощи в Москве, но и защиты прав москвичей. В 2024 году в фонд поступило 746 тысяч обращений от застрахованных лиц, из них жалоб – 1%, обоснованных жалоб – 5,7 тысяч, что вдвое ниже, чем в 2019 году. Такая динамика – показатель уровня удовлетворенности москвичей качеством медицинских услуг и прозрачности системы ОМС.

Кроме того, несмотря на кратный рост проверок медучреждений, число нарушений снижается, что говорит о повышении дисциплины.

МГФОМС – не просто казначей, это гарант прозрачности и справедливости, ответственности за каждую строку расходов в каждом случае оказания медицинской помощи. Благодаря эффективному контролю и защите прав застрахованных, сбалансированному распределению ресурсов мы сегодня можем говорить, что Москвы формирует не только высокотехнологичную медицину, но и культуру медицинской ответственности перед каждым жителем столицы».


Председатель Контрольно-счетной палаты города Москвы Виктор Двуреченских:

«Столичная КСП провела экспертизу, которая основывалась на материалах, представленных одновременно с законопроектом, а также на результатах внешней проверки отчета об исполнении бюджета фонда за 2024 год, проведенной Контрольно-счетной палатой.

Показатели законопроекта по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета МГФОМС соответствуют требованиям нормативно-правовых актов к их формированию и содержанию, а также показателям годовой бюджетной отчетности, сформированной фондом как финансовым органом и главным администратором бюджетных средств, и данным, полученным по результатам внешней проверки отчета об исполнении бюджета МГФОМС за 2024 год.

С учетом вышеизложенного КСП Москвы считает необходимым принять законопроект в первом чтении и в целом».


Руководитель постоянного депутатского объединения «ЛДПР», заместитель председателя комиссии МГД по экономической и социальной политике Мария Воропаева:

«В целом наше депутатское объединение поддерживает отчет МГФОМС за 2024 год, но обращу внимание на следующее. Мы тратим огромные денежные средства на безвозмездное предоставление помощи мигрантам, в то время как нашим соотечественникам за пределами РФ выписывают счета по каждому пункту оказанной им медицинской помощи.

Пока помощь оказывается иностранным гражданам и лицам без гражданства, я получаю обращения от родителей детей, которые всеми силами стараются обеспечить достойную жизнь своим детям, страдающим редкими заболеваниями. Например, совсем недавно в мой адрес поступило два обращения о проблемах, связанных с отсутствием мер поддержки детей, страдающих целиакией.

Просим, уважаемые коллеги, проработать вопрос. Соответствующий запрос мы также направили в Департамент здравоохранения города Москвы».


Председатель комиссии МГД по здравоохранению и охране общественного здоровья Лариса Картавцева, фракция партии «Единая Россия»:

«Эффективная работа городского фонда ОМС – основа стабильности всей системы здравоохранения столицы и оказания качественной медицинской помощи москвичам.

Правительство Москвы системно и последовательно создает в столице современную, технологичную и эффективную модель здравоохранения. В центре этой модели – пациент, его здоровье, безопасность, комфорт и доступность помощи в любой точке города. Москва сегодня по праву входит в число мировых лидеров по медицинским инновациям и организации здравоохранения. Все это стало возможным в том числе благодаря стабильному и грамотному финансированию, где ключевая роль принадлежит московскому фонду ОМС, а также балансу финансирования из бюджета Москвы и федерального фонда.

Цифры говорят сами за себя. За последние годы объем оказания высокотехнологичной медицинской помощи в Москве вырос в 5 раз. Около 80% всех хирургических вмешательств выполняются малотравматичными способами. В городе создана сеть сосудистых центров. Работают шок-центры для лечения наиболее тяжелых пациентов с инфарктом миокарда. Внедрены передовые методы: ангиопластика, стентирование, нейрохирургические операции при аневризмах и другие.

За 5 лет количество сложнейших операций механического удаления тромба из сосудов головного мозга при ишемических инсультах в Москве увеличилось в 4 раза.  Этот один из ярких показателей системной и эффективной работы столичного здравоохранения.

Московским фондом ОМС финансово обеспечены расходы на стимулирующие выплаты медикам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации.

Таким образом, исполнение бюджета МГФОМС в 2024 году стало важнейшим условием достижения всех перечисленных и других результатов, обеспечения стабильного и своевременного финансирования лечебных учреждений, контроля объемов, сроков и качества оказанной медицинской помощи, а также гарантией защиты прав застрахованных лиц. Фракция партии «Единая Россия» будет поддерживать представленный законопроект и голосовать за его принятие».


Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия»:

«На заседании столичного парламента поддержали Закон «Об исполнении бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования за 2024 год». 

Высокоэффективная организация медицинской помощи Департаментом здравоохранения столицы, слаженная работа с Московским городским фондом обязательного медицинского страхования – залог своевременной и качественной медицинской помощи москвичам.

Бюджет МГФОМС – стабильный и сбалансированный, с положительной динамикой роста доходной части. Так, в 2024 году доходы фонда составили 437 306,9 млн рублей, расходы – 442 288,1 млн рублей. Бюджет МГФОМС исполнен с увеличением объема территориальной программы, что позволило сохранять финансовую устойчивость системы ОМС города.

Хочу напомнить, что «Столичное здравоохранение» остается крупнейшей городской программой. Всего в прошлом году расходы на данное направление составили 653 млрд рублей, что более чем на 22% выше, чем в 2023 году. С учетом средств фонда ОМС это 1 трлн 64 млрд рублей.

Москва продолжила формировать современный амбулаторный и стационарный каркас медпомощи. В финальную стадию вошла крупнейшая в истории города программа модернизации столичных поликлиник. По новому московскому стандарту заработали еще 70 обновленных поликлиник. Всего за 5 лет отремонтировано более 270 поликлиник нового поколения. В 2025 году амбулаторный фонд столицы, как ожидается, обновится полностью.

В прошлом году на оказание высокотехнологичной медицинской помощи с учетом средств обязательного медицинского страхования направлено 39 млрд рублей, что на 18,5 % превышает показатели 2023 года. Расходы на закупку лекарств льготным категориям москвичей с онкологическими, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом, бронхиальной астмой и другими заболеваниями составили почти 64 млрд рублей.

Здоровье людей, формирование тренда на правильный образ жизни, профилактика заболеваний, доступность высокотехнологичной помощи – все это остается неизменным приоритетом московского здравоохранения. Как результат, средняя продолжительность жизни в Москве в ближайшей перспективе перешагнет 80-летний рубеж».

Источник