Личный кабинет

На заседании Московской городской Думы 20 декабря 2023 года принят Закон города Москвы «Об исполнении бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования за 2022 год»

Директор Московского городского фонда обязательного медицинского страхования Ирина Урванова:

«Московский городской фонд обязательного медицинского страхования представляет проект закона города Москвы «Об исполнении бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования за 2022 год», подготовленный в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 326-ФЗ от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Законом города Москвы № 39 от 10.09.2008 «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве».

Показатели бюджета МГФОМС на 2022 год были утверждены Законом города Москвы от 10 ноября 2021 г. № 31 «О бюджете Московского городского фонда обязательного медицинского страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». В соответствии со статьей 1 общий объем доходов и расходов бюджета Московского городского фонда ОМС на 2022 год составил в сумме 359 546,8 млн рублей.

Бюджет МГФОМС на 2022 год по доходам исполнен в сумме 365 953 млн рублей, что составляет 102% от утвержденного годового плана.

Основной источник доходов – субвенция из бюджета федерального ФОМС для финансового обеспечения организации ОМС в Москве (296 331,7 млн рублей, исполнение 100%). Ее доля в общем объеме доходов составила 81%.

Также значимый объем составили межбюджетные трансферты из бюджета города Москвы и других субъектов РФ – 69 983,5 млн рублей (127% от плана, 19% от общего объема доходов по бюджету МГФОМС в 2022 году).

Из бюджета города Москвы поступило 29 738,1 млн рублей, что составило 98,5% от общих плановых значений. 40 240,3 млн рублей поступило из ТФОМС других регионов на оплату медпомощи, оказанной в Москве иногородним застрахованным, что составило 126% от плановых значений. В доходах бюджета данные поступления занимают 11%. Существенное превышение плановых значений связано с погашением задолженности Территориальных фондов ОМС иных субъектов по расчетам за прошлые периоды.

Кроме того, были получены целевые межбюджетные трансферты из федерального бюджета в размере 5,079 млн рублей. Иные неналоговые доходы (штрафы, неустойки, пени, возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств) составили 808,9 млн рублей.

В 2022 году МГФОМС, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, возращены остатки денежных средств прошлых лет, имеющих целевое назначение от прочих субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, всего на сумму 1 171,2 млн рублей.

Расходы исполнены в сумме 342 797,5 млн рублей, что составляет 95,3% от плана на год.

Затраты на реализацию Территориальной программы ОМС города Москвы составили 340 718,6 млн рублей, это 95,3% от плановых значений и обеспечено путем перечисления:

- 285 608 млн рублей страховым медицинским организациям на оплату медпомощи застрахованным в городе Москве;

- 17 053 млн рублей перечислено в ТФОМС других регионов на оплату медицинской помощи, оказанной гражданам, застрахованным в городе Москве, за пределами территории страхования;

- 1 638,6 млн рублей перечислено в медицинские организации, участвующие в системе ОМС города Москвы, за оказание дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой ОМС, за медицинскую помощь, оказанную застрахованным в городе Москве и не включенную в базовую программу ОМС, в том числе: за оказание высокотехнологичной медицинской помощи по профилю «онкология» – 978,8 млн рублей; за проведение пренатальной диагностики беременным женщинам – 511,4 млн рублей; за проведение исследований на наличие коронавирусной инфекции методом полимеразной цепной реакции – 148,4 млн рублей;

- 27 573 млн рублей медицинским организациям Москвы на обслуживание иногородних пациентов за счет межбюджетных трансфертов, поступивших от ТФОМС.

Также профинансирована медпомощь незастрахованным в системе ОМС гражданам (8 317,4 млн рублей).

В дополнение к вышеперечисленному, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 09.06.2022 №1493-р, из средств бюджета города Москвы направлены средства на оплату оказанной медицинской помощи в городе Москве лицам, застрахованным по ОМС в городе Москве, в том числе с заболеванием и (или) подозрением на заболевание коронавирусной инфекцией, в рамках реализации ТП ОМС в том числе 2022 года, в сумме 4 670 млн рублей;

А также произведены расходы на дополнительное финансовое обеспечение оказания первичной медико-санитарной помощи лицам, застрахованным по ОМС в городе Москве, в том числе с заболеванием и (или) подозрением на заболевание коронавирусной инфекцией, в рамках реализации территориальных программ ОМС города Москвы в 2022 году в сумме 763,7 млн рублей за счет межбюджетного трансферта города Москвы, сформированного в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28.01.2022года №109-р.

Дополнительно, за счет прочих доходов МГФОМС, направлены средства на оплату проведения углубленной диспансеризации в сумме 1,7 млн рублей.

За счет сверхбазовой программы ОМС Москвы, из средств межбюджетных трансфертов города Москвы, в 2022 году МГФОМС денежные средства перечислены в медицинские организации на проведение пренатальной диагностики беременным женщинам, застрахованным на территории других субъектов РФ, в сумме 1,4 млн рублей и на проведение исследований на наличие коронавирусной инфекции методом полимеразной цепной реакции, не установленных базовой программой ОМС, лицам, застрахованным по ОМС на территории других субъектов РФ, в сумме 6,5 млн рублей.

По итогам 2022 года МГФОМС из средств сформированного нормированного страхового запаса на основании соглашений, заключенных с медицинскими организациями, участвующими в реализации Территориальной программы ОМС города Москвы, произведено финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования, – израсходовано 520,6 млн рублей.

Дополнительно к вышеуказанным расходам в 2022 году произведено финансовое обеспечение Московского городского фонда ОМС в размере 2 079 млн рублей – это 95% от плановых значений.

Таким образом, в 2022 году доходы бюджета составили 365 953,0 млн рублей, кассовые расходы – 342 797,5 млн рублей с превышением доходов над расходами в сумме 23,2 млн рублей.

Превышение доходов над расходами обусловлено в основном за счет установленного механизма расчетов за медицинскую помощь, необходимостью проведения окончательных расчетов в январе 2023 года за медицинскую помощь, оказанную в декабре 2022 года. А также ростом объема доходов от погашения задолженности прошлых лет ТФОМС других субъектов РФ перед МГФОМС.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24.12.2021 № 2208-ПП «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» в городе Москве осуществлена реализация Территориальной программы обязательного медицинского страхования на 2022 год.

Территориальная программа ОМС города Москвы в 2022 году по видам и условиям оказания медицинской помощи в рамках базовой и сверхбазовой программы ОМС выполнена в пределах утвержденных объемов.

Прошу поддержать Закон города Москвы «Об исполнении бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования за 2022 год».

Член комиссии МГД по здравоохранению и охране общественного здоровья Людмила Стебенкова, фракция партии «Единая Россия»:

«Сегодня в своем отчете Сергей Семенович Собянин рассказал о тех трудностях, с которыми столкнулся город в связи с пандемией коронавируса. 2022 год – год борьбы с коронавирусной инфекцией, и это не могло не отразиться на исполнении бюджета фонда ОМС. Это был вызов всей системе здравоохранения города, и город справился с этим вызовом. Не последнюю роль в этом сыграл Московский городской фонд ОМС, который принял необходимые и грамотные решения по финансированию оказания помощи больным коронавирусной инфекцией. Финансирование учитывало в том числе доплаты медицинским работникам, работавшим с больными, использование новейших иммунопрепаратов. Также фонд послужил инструментом по распределению дополнительных финансовых средств, поступивших из федеральных источников на лечение больных коронавирусной инфекцией.

Фонд выступал как в качестве финансового, так и контролирующего инструмента по расходованию средств. В рамках базовой программы ОМС оплачены вызовы скорой медицинской помощи, посещения амбулаторно-поликлинических учреждений, госпитализации в стационары, ВМП, лечение в дневных стационарах.

Месяц назад мы утвердили бюджет фонда ОМС на 2024 год в размере более 452 млрд рублей, что примерно на 90 млрд рублей больше того бюджета, исполнение которого утверждается сегодня. Данные обстоятельства показывают, что идет неуклонное увеличение бюджета Территориального фонда ОМС, что позволяет ему финансировать большие объемы медицинской помощи.

Проект рассмотрен на заседании профильной комиссии, которая рекомендовала принять Закон города Москвы «Об исполнении бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования за 2022 год».

Председатель комиссии МГД по здравоохранению и охране общественного здоровья Лариса Картавцева, фракция партии «Единая Россия»:

«Общий объем расходов консолидированного бюджета в 2022 году по государственной программе «Столичное здравоохранение» составил почти 870 миллиардов рублей. На протяжении ряда лет данная программа остается крупнейшей по объему финансирования.

Основную часть доходов МГФОМС, как мы знаем, формирует субвенция из Федерального фонда ОМС, а также межбюджетные трансферты из бюджета города Москвы и других регионов. Основной статьей расходов является выполнение базовой Территориальной программы ОМС, в которую входят первичная медико-санитарная помощь, специализированная помощь, в том числе высокотехнологичная и скорая медицинская помощь.

Трансферт из бюджета города Москвы был направлен на дополнительное финансовое обеспечение реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2022 год в рамках базовой программы ОМС. Также все незастрахованные и неидентифицированные граждане получили медицинскую помощь, на что были направлены средства межбюджетного трансферта города Москвы в размере 8,3 млрд рублей.

Более 1,6 млрд рублей за счет межбюджетных трансфертов из бюджета города Москвы было направлено на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой ОМС: это высокотехнологичная помощь при онкологических заболеваниях, лучевая терапия, проведение пренатальной диагностики, проведение исследований на наличие коронавирусной инфекции методом ПЦР.

Отчет об исполнении бюджета МГФОМС – четкий документ, отражающий соответствие доходов и расходов, где каждый рубль на своем месте и направлен на обеспечение доступности и повышение эффективности медицинской помощи.

Оценивая представленный законопроект, можно сделать уверенный вывод о том, что обязательства Московского городского фонда ОМС по оказанию качественной медицинской помощи, в том числе по лечению и профилактике коронавирусной инфекции, в 2022 году выполнены.

Фракция партии «Единая Россия» поддержит законопроект «Об исполнении бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования за 2022 год» и проголосует за его принятие».

Председатель Контрольно-счетной палаты города Москвы Виктор Двуреченских:

«Контрольно-счетная палата города Москвы в соответствии с бюджетным законодательством провела экспертизу законопроекта «Об исполнении бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования за 2022 год». Экспертиза основывается на материалах, представленных законопроектом, а также на результатах контрольных-аналитических мероприятий. Заключение по результатам экспертизы в установленном порядке представлено в Московскую городскую Думу и Мэру Москвы.

С учетом детального анализа проекта закона, а также содержания доклада и содокладчиков я остановлюсь только на трех принципиальных моментах.

- Показатели законопроекта по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета, в том числе по доходам бюджетной классификации получены по результатам внешней проверки отчета об исполнении бюджета МГФОМС за 2022 год. Заключение по результатам внешней проверки было направлено в Московскую городскую Думу и Мэру Москвы.

- Расходы за счет средств фонда осуществлялись по факту оказания медицинских услуг на основании счетов и реестров счетов за отчетный месяц, выставляемыми медицинскими организациями в месяце, следующим за отчетом.

- Нарушений в ходе исполнения бюджета МГФОМС, оказавших бы влияние на показатели по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета, не установлено. Средства бюджета МГФОМС в 2022 году расходованы в соответствии с целевым назначением.

С учетом изложенного Контрольно-счетная палата города Москвы считает необходимым принять законопроект «Об исполнении бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования за 2022 год» в первом чтении и в целом».

Председатель комиссии МГД по градостроительству, государственной собственности и землепользованию, руководитель постоянного депутатского объединения «Моя Москва» в Мосгордуме Елена Николаева:

«Депутатское объединене «Моя Москва» внимательно проанализировало отчет по исполнению бюджета МГФОМС на 2022 год.

Как и планировалось, несмотря ни на какие обстоятельства, бюджет фонда исполнен в полном объеме, выполнены все поставленные задачи.

Реализована программа ОМС, оказаны необходимые медицинские услуги, которые финансируются за счет средств фонда, выделены достаточные средства на оплату медпомощи, оказанной медицинскими организациями, осуществляющими деятельность в сфере ОМС на территории Москвы.

Несмотря на сохранявшуюся в 2022 году нагрузку на всю медицинскую сферу в связи с распространением коронавирусной инфекции, в плотном взаимодействии с городской системой здравоохранения МГФОМС удалось успешно справляться с возложенными на него задачами.

В результате этой скоординированной работы (несомненно, в составе всей российской системы здравоохранения) городу удалось выйти на стабилизацию ситуации с заболеваемостью этим вирусом и начать постепенный выход из пандемии.

Уже на протяжении многих лет мы видим, что МГФОМС – это надежный финансовый инструмент для обеспечения работы медицинских организаций в городе. Отчет за 2022 год это в очередной раз подтвердил.

Депутатское объединение «Моя Москва» приняло решение поддержать представленный в Думу законопроект «Об исполнении бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования за 2022 год» и будет голосовать за его принятие!»

Член комиссии МГД по здравоохранению и охране общественного здоровья, главный врач Городской клинической больницы имени В.В. Виноградова Департамента здравоохранения города Москвы Ольга Шарапова, фракция партии «Единая Россия»:

«Анализ исполнения бюджета МГФОМС за 2022 год показал, что финансовые обязательства перед медицинскими организациями выполнены в полном объеме. У фонда нет никакой задолженности перед лечебными учреждениями.

Для обеспечения москвичей всесторонней медицинской помощью в программу оказания бесплатной медицинской помощи включаются и ведомственные, и частные медицинские клиники, которым также выделялись дополнительные объемы финансирования.

Эффективное управление финансовыми ресурсами МГФОМС позволило фонду и Департаменту здравоохранения города Москвы не только сохранить лечебным учреждениям объемы медицинской помощи, но и выделить дополнительные финансовые средства на самые современные и востребованные технологии лечения пациентов.

Помимо финансовой деятельности, фондом проводилась колоссальная работа по экспертизе качества оказания медицинской помощи, выполнения стандартов в медицинских организациях. Только в Городской клинической больнице имени В.В. Виноградова за 2022 год проведено 386 экспертиз (32 экспертизы ежемесячно), из которых 203 экспертизы качества медицинской помощи и 183 медико-экономические экспертизы.

Хочу поблагодарить МГФОМС за разработанное и внедренное современное программное обеспечение, позволяющее оперативно взаимодействовать с фондом, страховыми компаниями и информационной системой ЕМИАС.

На практике очень хорошо себя зарекомендовали и показывают хорошие результаты внедряемые новые технологии, логистика и алгоритмы обслуживания населения, маршрутизация пациентов в стационарном звене.

Хочу поблагодарить МГФОМС, Правительство Москвы и лично Мэра Сергея Семеновича Собянина за особое внимание к системе здравоохранения столицы и москвичам.

Смело могу сказать, что система здравоохранения прочно стоит на ногах, стабильно развивается и имеет достаточно прочный резерв для реализации государственной политики в сфере здравоохранения и создания необходимых условий для оказания медицинской помощи».

Член комиссии МГД по экономической и социальной политике, главный врач ГБУЗ городская поликлиника № 3 Департамента здравоохранения города Москвы Елена Самышина, фракция партии «Единая Россия»:

«Исполнению бюджета МГФОМС всегда уделяется не меньше внимания, чем исполнению бюджета города Москвы. Ведь это гарантия сохранения здоровья москвичей, что является важнейшим направлением работы столичных властей.

В 2022 году были приложены огромные усилия, чтобы вывести оказание медицинской помощи в Москве на совершенно новый уровень: реконструкция и строительство новых поликлиник и больниц, оснащение их современным оборудованием, совершенствование системы оказания скорой помощи, помощь пациентам с онкологией и другими серьезными заболеваниями, обучение медицинского персонала и многое другое.

Финансовое обеспечение организации ОМС на территории города Москвы в 2022 году было исполнено в полном объеме, в чем мы также могли убедиться на заседании комиссии МГД по экономической и социальной политике. Соответственно, Московский городской фонд обязательного медицинского страхования выполнил свои обязательства в полном объеме.

Поэтому я поддержу данный законопроект и призываю своих коллег сделать то же самое».

Депутат Московской городской Думы, директор ГБУЗ «Научно-практический центр детской психоневрологии Департамента здравоохранения Москвы» Татьяна Батышева, фракция партии «Единая Россия»:

«Все мы знаем, что последние несколько лет выдались непростыми для всех нас и что работа абсолютно по всем направлениям велась зачастую в непредсказуемых, постоянно меняющихся условиях.

Но хочу особо отметить, что, несмотря на это, бюджет МГФОМС в части доходов и расходов исполнен в установленном порядке, в соответствии с планами и в четком соответствии с законами города Москвы.

Это значит, что, невзирая на все вызовы, одна из самых важных социальных сфер продолжала функционировать штатно и все обязательства перед гражданами были выполнены. Люди смогли получать необходимую помощь в нужном объеме, проводились закупки и ремонт жизненно важного оборудования в медицинских организациях, в соответствии с планом проводилось дополнительное обучение медиков.

И, конечно, сегодня такая стабильная, качественная работа – показатель того, что наше государство в целом, наш город в частности, не просто выдержали удар внешних сил, но и продолжают стабильное, уверенное развитие и движение вперед. И это самое главное.

Поэтому сегодня я от всей души хочу поблагодарить всех коллег за эффективную и слаженную работу и пожелать успехов в дальнейшем».

Депутат Московской городской Думы, главный врач ГБУЗ «Детский бронхолегочный санаторий № 29 Департамента здравоохранения города Москвы» Елена Кац, фракция партии «Единая Россия»:

«В первую очередь хотелось бы отметить, что уровень оказания медицинской помощи в столице полностью изменился за последние 13 лет. Ключевым принципом улучшения городской системы здравоохранения остается одновременное развитие всех ее направлений и сегментов, несмотря ни на какие вызовы. Совершенствуются детские и взрослые поликлиники, стационары, служба скорой помощи, перинатальные центры, центры компетенций и другие направления.

В результате к 2023 году по сравнению с 2010 годом:

- продолжительность жизни в Москве выросла с 74,2 до 78,2 года;

- объем оказываемой высокотехнологичной помощи увеличился в 5,6 раза, а в городских больницах – в 50 раз;

- младенческая смертность снизилась в 2,4 раза;

- смертность от болезней системы кровообращения снизилась на 31 процент.

Стандарты оказания медицинской помощи в Москве неуклонно повышаются и по праву занимают лидирующие позиции в мире. Эту тенденцию не смогли остановить ни коронавирусная инфекция, ни санкционный прессинг, обрушившийся на нашу страну. Московское здравоохранение – это не только флагман всей отечественной медицины, но и мировой флагман стандартов оказания медицинских услуг!»

Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия»:

«Сегодня на заседании столичного парламента приняли Закон «Об исполнении бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования за 2022 год».

Деятельность МГФОМС определяется общей стратегией развития системы ОМС Москвы. Ее главная задача – повышение эффективности, улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи москвичам.

Всего на реализацию программы «Столичное здравоохранение» в 2022 году было направлено почти 870 млрд рублей. Существенную часть, а это 340,7 млрд рублей, составили средства МГФОМС.

Отмечу ключевые направления в работе фонда в 2022 году. 763,7 млн рублей было направлено на профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни, совершенствование первичной медико-санитарной помощи. Средства фонда направлялись на охрану здоровья матери и ребенка и оказание медицинских слуг пренатального скрининга – в общей сложности это более 1 млрд рублей.

Высокотехнологичная медицинская помощь по программе «Борьба с онкологическими заболеваниями», не включенной в базовую программу ОМС, была профинансирована на 978,8 млн рублей. На дополнительное профессиональное образование медицинских работников по программам повышения квалификации, а также на приобретение и проведение ремонта медицинского оборудования было выделено 520,6 млн рублей.

2022 год стал годом беспрецедентных вызовов и экономического давления. Причем объектом давления должны были стать именно люди: стояла задача спровоцировать падение уровня жизни, ограничить и снизить качество медицинской помощи. Однако мы исполнили все обязательства и реализовали планы в полной мере. Мастерство наших медиков, уровень технологий позволяют победить и предотвратить многие заболевания. Один из показателей – средняя продолжительность жизни. Сегодня в Москве она составляет более 78 лет.

Такая масштабная деятельность невозможна без грамотного управления. Я благодарю коллектив МГФОМС за работу, которая, как всегда, выполнена на высоком профессиональном уровне».