Личный кабинет

Владимир Зеленский: «Правила игры должны быть одинаковы для всех»

Директор Московского городского фонда обязательного медицинского страхования Владимир Зеленский посетил филиал №2 московской городской поликлиники № 67, написал заявление о прикреплении и получил информацию о полном комплексе медицинских услуг, которые предоставляет своим пациентам данное лечебное учреждение. После чего глава МГ ФОМС рассказал о новых возможностях, которые предоставляет москвичам новая форма прикрепления к столичным поликлиникам.

 

Владимир Анатольевич, зачем москвичам необходимо до 1 декабря 2014 года написать заявление о прикреплении к поликлинике, ведь раньше мы обходились без этого?

Московский городской фонд обязательного медицинского страхования призывает москвичей воспользоваться своим законным правом — выбрать из 279 медицинских учреждений, которые участвуют в Территориальной программе медицинского страхования, ту поликлинику, в которой они хотят получать медицинскую помощь в 2015 году, и написать заявление о прикреплении к ней.

 

Что изменится в организации амбулаторной медицинской помощи в Москве с 1 января 2015 года?

Мы предполагаем, что все поликлинические организации города будут участвовать в единой конструкции подушевого финансирования. Это означает, что поликлиника будет получать определенную сумму денег в год на каждого прикрепленного к ней гражданина. Если у нее нет какого-то оборудования или каких-то врачей-специалистов, то она будет направлять пациента в ту поликлинику, где такие специалисты есть. И в этом тоже есть определенный осознанный выбор гражданина — выбирать то лечебное учреждение, которое может по максимуму оказать весь спектр необходимой ему медицинской помощи. При прикреплении к поликлинике гражданин имеет право на получение всей информации о том, что есть в поликлинике, какое оборудование, какие врачи-специалисты и т.д.

 

А сейчас действует какая-то другая схема?

В этом году схема прикрепления работает только в рамках городских поликлиник, а в следующем году мы предполагаем распространить ее на все поликлиники, которые захотят участвовать в ОМС, а у нас таких поликлиник достаточно много: это и ведомственные поликлиники, и некоторые частные поликлиники. В системе ОМС нет различий — ведомственные, частные или городские — они все для нас одинаковые. Правила игры должны быть одинаковыми для всех. В этой связи волеизъявление гражданина приобретает особенный смысл.

 

Когда можно будет прикрепиться в частную поликлинику для получения бесплатных услуг ОМС?

Мы рассчитываем, что это можно будет сделать с 2015 года, в случае если эта частная клиника участвует в системе ОМС. У нас на сайте есть перечень организаций, которые заявили о своем желании оказывать в 2015 году услуги по системе ОМС.

 

Сколько и какие частные поликлиники готовы в 2015 году оказывать москвичам услуги в рамках ОМС. Чем вы объясняете интерес частных учреждений к ОМС?

В следующем году 398 лечебных учреждений Москвы изъявили желание оказывать амбулаторную медицинскую помощь в рамках системы, участвовать в ОМС, из них около 200 городскиХ, примерно 100 ведомственных (государственных, но не городских) и порядка 100 частных. По сравнению с прошлым годом прирост достаточно серьезный, потому что работать в ОМС становится выгоднее. При всем несовершенстве тарифов ОМС, они рентабельны, когда есть необходимый объем пациентов. А поскольку тарифы ОМС увеличиваются из года в год, участие в ОМС становится все более интересным.

 

Если человек не подал заявление о прикреплении, сохранится ли за ним после 1 декабря 2014, когда заявлен переход на подушевое финансирование, бесплатное медицинское обслуживание?

Те, кто не реализовал свое право на выбор, останется прикреплен по месту прописки и будет получать там всю необходимую медицинскую помощь в полном объеме. Но почему все-таки необходимо написать заявление о прикреплении? Потому что даже если человек обслуживается в своей поликлинике давным-давно, но долгое время в нее не обращался, то он не сможет, не подав заявления, воспользоваться записью через инфомат. В последнее время к нам стало поступать очень много жалоб на то, что люди, исторически прикрепленные к своей поликлинике, не могут через инфомат записаться на прием к врачу. Чтобы инфомат вас «увидел», необходимо подать соответствующее заявление о прикреплении к данному лечебному учреждению, на обработку которого уйдет несколько дней. Кроме того, за инфоматом тянется целый ворох информационных систем. Сам инфомат — это только выход из системы для гражданина. Кроме того, есть масса ситуаций, когда люди меняют место жительства и не извещают об этом страховую компанию, и остаются прикреплены к поликлиникам по старым адресам, которые они заявляли, когда обращались в страховую компанию при получении страхового полиса более 10 лет (назад). У нас из 11 миллионов человек 6 миллионов обращаются в поликлиники постоянно, остальные — так называемые «молчуны». Поэтому свою принадлежность к той или иной поликлинике необходимо зафиксировать документально.

 

Если пациент прикрепляется не в поликлинику по месту жительства, а в любую, которая ему понравилась, сохранится ли за ним право визита участкового врача, скорой и неотложной помощи?

Скорая помощь не зависит от того, где человек проживает. Вся неотложная помощь, связанная с вызовом на дом, будет приезжать из ближайшей поликлиники. Через весь город бригада неотложной помощи ездить не будет.

 

Как же тогда будет осуществляться система расчетов?

У нас неотложная помощь оплачивается между поликлиниками.

 

Как быть с иногородними людьми, которые раньше обращались за медицинской помощью в московские поликлиники? Сейчас очень много жалоб на то, что иногородних не прикрепляют.

Мы знаем про эти жалобы, к нам они тоже поступают. С такими жалобами мы разбираемся. На самом деле, иногородние тоже могут прикрепиться к любой московской поликлинике и получать медицинскую помощь наравне с москвичами, просто схема финансовых расчетов между поликлиникой и ОМС будет немножко другая. Если за медицинское обслуживание москвичей поликлиника получает финансирование от территориального фонда ОМС, исходя из количества прикрепленного населения (так называемое «подушевое» финансирование), то компенсировать расходы за иногородних будет тот регион, где человек застрахован. С точки зрения получения медицинской помощи страховой полис для всех одинаковый.

 

В настоящее время в Москве не хватает участковых терапевтов, и некоторые врачи берут по нескольку участков. Как в такой ситуации поликлиники будут справляться с неконтролируемым потоком пациентов, которые хлынут в «престижные», по их мнению, лечебные учреждения?

Дефицит врачей есть, и Департамент здравоохранения Москвы сейчас принимает все меры для того, чтобы этот дефицит восполнить. Тем не менее, поток пациентов контролируемый. Поскольку запись у нас электронная, то существует система контроля загрузки каждого из врачей. Примерно, понятен лист ожидания. Поэтому основная задача главного врача — распределять поток пациентов между докторами, чтобы не создавать узких мест. У нас по Программе госгарантий срок ожидания узкого специалиста — неделя после записи на прием и выданному направлению. Это означает, что всегда есть маневр.

 

А если все врачи-терапевты загружены, и придет какой-то по счету человек, то ему скажут, что не могут его прикрепить, потому что врач перегружен?

Нет, такого не произойдет. Все городские поликлиники, которые участвуют в схеме так называемого «подушевого финансирования», достаточно крупные, включая филиалы, к каждой из них прикреплено примерно по 200 тысяч населения. И ситуации, когда человек приходит и ему отказывают, потому что все перегружены, просто не возникает. Для этого всегда есть маневр между участками.

 

Есть случаи, когда пациент, прикрепленный к главной поликлинике, приходит в филиал, и его заставляют переприкрепляться. Это законно?

Это незаконно, поскольку главная поликлиника и филиал — это одно юридическое лицо, следовательно, права прикрепленных к ней граждан не зависят от того, пришли они в главную поликлинику или в ее филиал.

 

Что делать, если это происходит?

Надо обращаться в страховую компанию.

 

Светлана Белостоцкая. РИА АМИ